Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск в интернете
Поиск по сайту
Подписка на рассылку
Фотостудия "Нега"
Статистика по сайту

Hits
28569205
5621

Hosts
1805114
371

Visitors
3261261
809
5


Порт города Онегa
11 марта (24 марта по-старому стилю) 1781 г. Указом Императрицы Екатерины Второй официально открыт Онежский морской торговый порт и таможня.

В XV веке хозяйственно-политическим центром Онежской округи, как и всего Беломорья, становится Соловецкий монастырь, с которым шла торговля морских судов из Онежского края. Соловецкий монастырь, а также Кола, Кемь - через Онегу - Турчасово - Каргополь стал поставщиком многих товаров и к московскому двору метрополита. В Москву шли обозы с пушниной, рыбой, солью, маслом и многими другими товарами.

В книге «Лоция Белого моря» Петроград 1915 г. указано: в 1621 г. жители Онеги (Устьянская волость) занимались морскими промыслами, хлебопашеством и перевозом сплавляемых по течению реки Онеги това­ров на иностранные суда, уже тогда приходившие к устью реки Онеги. 1 июля 1657 г. Устьянская волость с поморскими селениями была пожалована царем Крестному монастырю.

В XVII веке, еще до основания г.Петербурга, через Онежский порт шла уже оживленная торговля. М. Рейнеке, посетивший Онегу в 1829 г., в книге «Описание Северного берега России» говорит: «Внешняя торговля от Усть-Онеги в 17 столетии была деятельнее, разнообразнее и, вероятно, значительнее».

Для подвоза товаров к порту пользовались самыми дешевыми речными путями. В те времена были известны такие водные пути, как Онежско-Волжский, Онежско-Двинской, Онежско-Невский. По ним поступали к Устью-Онеги волжский хлеб, петрозаводское железо и другие товары. Правда, кое-где лодки с грузом приходилось перетаскивать из одной реки в другую волоком, но все же перевозка товаров водным путем была значительно дешевле.

До начала XVIII века Белое море для России было единственным «окном» в Западную Европу и исключительно важным звеном торговой дороги Астрахань - Москва - Архангельск, то можно с достоверностью сказать, что Онежский порт - один из старейших портов России.

В начале XVIII века в связи с открытием торгового пути на Неве г.Петербурга и пробитое Петром Первым «окно» в Европу, торговля через Белое море резко снизилась. Петр Первый запретил вывозить через Беломорские порты товары, кроме леса и произведений морских промыслов.

И только во 2-й половине XVIII века вновь ожила деятельность Онежcкого порта не за счет местных товаров, а за счет постройки первых лесозаводов, начавших работать на экспорт лесоматериалов.

С основных предприятий Шувалова и Гома устройство Онежского порта приобрело большое значение. В середине XVIII века английский предприниматель Вильям Гом организовал на промышленной основе деревянное судостроение в Онеге. Гом имел право строить «наемными работными людьми из сосно­вого леса» неограниченное количество судов на Онеге. Летом 1763 г. на левом берегу реки Онеги были спущены первые два корабля под назва­нием «Де Вилиам» и «Поньга». На следующий год были построены три корабля и четыре галиота. Так началась деятельность Онежского адми­ралтейства.

В 1781 г. была построена верфь на городской стороне и через два года спущен первый купеческий корабль. Продолжалось строительство судов в Подпорожье, где были построены корабли «Де Лондон» (1781 г.), «Де Граф фон Норден», «Гренок» (1782 г.). П.И. Челищев в своей книге «Путешествие по Северу Росии в 1791 г.», писал: «Гомом заведено строе­ние купеческих кораблей в каждый год по 16 кораблей, для продажи иностранцам». Со стапелей верфи Гома спускались на воду не только доща­тые поморские лодки и баржи, но и двух-трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Надо сказать, что эти корабли охотно приобретались иноземными купцами и обратно не возвращались.

Секунд-майор П.И.Челищев во время своего пребывания в Онеге был гостем самого богатого купца в городе Ивана Дьякова, отправлявшего каждый год по 4-7 больших лодей и кочмаров на Мурманский берег и на Шпицберген для звериного и рыбного промыслов.

В это время, кроме купеческого - стало развиваться и крестьянское коммерческое судостроение. В конце XVIII века купец Петр Дьяков устроил корабельное плотбище в Онеге. В Онежском регионе было несколько крестьянских устройств, верфями владели судопромышленники: Михалев, Дубленый, купец Влас Ермолин, Кулаков Сергей Федоро­вич, Комаров Иван и др. Кроме Онеги и Подпорожья, судостроители продолжали строить суда в Кушереке, Малошуйке, Нименьге, Ворзогорах, Лямце, Пурнеме и др.

В те времена иностранные купцы ежегодно присылали в Онегу за лесными товарами и свои корабли. Так, с 1762 по 1774 г. Усть-Онегу посетило более 300 иностранных судов. Перегрузка товаров осуществлялась на Кий-острове. Проводка судов в город предполагалась по двум фарватерам, рас­положенным по обе стороны от Кий-острова. Наносы реки постоянно изменяли фарватеры и подходы к городу были крайне мелководны, поэтому во времена Гома контора лесного торга разместилась на острове Кий, на его мысу под названием «Рожок». С 1764 г. там же находилась таможенная застава, а с 1781 г. - таможня.

С этого времени лесные товары в грузообороте Онежского порта все время играют решающую роль. Рост грузооборота стал зависеть от развития лесопильной промышленности. Особенно резко, почти в 10 раз, возрос грузооборот порта за последние два десятилетия перед первой мировой войной и достиг в 1913 г. свыше 10 миллионов пудов.

Почти двести пятьдесят лет на баре и у причалов на Кий-острове грузились зеленым золотом - лесом сотни и тысячи кораблей. Миллионы рублей наживали на продаже онежского леса англичане, шведы, норвежцы и др. иноземцы. И только десятки тысяч рублей таможенных и портовых сборов получала царская казна, но на строительство порта и благо­устройство города денег не отпускалось. Город и порт оставались неблагоустроенными.

Новое значение приобрел Онежский порт после победы Октября. За годы советской власти большие средства вложены в благоустройство порта. Построены морской подходный канал, причалы, жилые дома, радиостанция, портовые сооружения и др. Суда за лесоматериалами подходят к причалам лесозаводов № 32-33.

Особенно возросло значение Онежского порта в годы довоенных пятилеток, однако наибольшего расцвета Онежский порт получил в 1980 годы. В этот период в Онегу приходили ежегодно более 300 судов, которые увозили до полумиллиона тонн лесных грузов. Онежские пиломатериалы шли во многие страны мира. В этот период обновлялся флот, появились мощные краны, порт был оснащен новыми погрузочными механизмами, применялась прогрессивная технология переработки грузов пакетами и контейнерами.

А начале 1990-х годов онежский порт, как и многие предприятия г.Онеги почувствовали ощутимый спад своего производства, однако в этот период начальник Онежского морского порта Владимир Андреевич Малыгин сумел перестроить производство в соответствии с требованиями нового времени и найти перспективные решения многих проблем...



Главная
В начало